Приложение 2. Опрос «Межнациональные и межрелигиозные отношения в России в США»

Ваш возраст

До 25 От 25 до 50 От 50 до 65 От 65 и выше

Ваше вероисповедание

Православие Католицизм Протестантизм Иудаизм Ислам

Буддизм Я атеист Ваша национальность Место проживания в настоящее время

Ваше образование Ученая степень Высшее Неполное высшее

Среднее Начальное Род занятий На каком языке Вы думаете?_

Состоите ли Вы в браке? Да Нет

Хотели бы Вы жить в государстве, основанном на принципах шариата?

Если Вы не исповедуете Ислам, переходите к следующему вопросу

Да, хотел(а) бы Я итак живу в соответствии с шариатом Если ты не нарушаешь законов страны и не преступаешь моральные принципы,

то нет разницы, в каком государстве жить Нет, никогда

Затрудняюсь ответить

Как часто Вы молитесь?

Никогда Реже, чем раз в неделю Раз в неделю Несколько раз в неделю Каждый день 5 раз в день Чаще, чем 5 раз в день

Соблюдаете ли Вы пост?

Соблюдаю и не только во время поста Да, в течение всего поста

Да, но иногда пропускаю несколько дней Нет

Как Вы понимаете джихад?

Выберите, пожалуйста, один вариант ответа

Борьба со своими недостатками Борьба в защиту своей веры ненасильственными средствами Борьба за общественную нравственность Война в защиту безопасности себя и своих близких

Война в защиту своей веры Любая война за веру с оружием в руках

Не знаю что это такое Затрудняюсь ответить

Считаете ли Вы джихад действенным способом борьбы за идеалы?

Да Нет Затрудняюсь ответить

Считаете ли Вы необходимым для женщины - мусульманки носить хиджаб?

По Вашему мнению

Да По возможности да Нет

Как Вы относитесь к возможному запрету на ношение хиджаба в ряде европейских стран?

Резко отрицательно. Человек имеет право свободно следовать предписаниям своей религии Нейтрально. Каждое государство имеет

право устанавливать свои законы Положительно. Cчитаю, что следует соблюдать законы страны пребывания, несмотря на предписания религии

Затрудняюсь ответить

Много ли у Вас друзей - представителей другой национальности?

Да, для меня национальность не имеет особого значения Нет, считаю представителей других национальностей опасными, чужаками

Затрудняюсь ответить

Как бы Вы могли охарактеризовать отношения между представителями русской и других национальностей в Вашем городе?

Выберите, пожалуйста, один вариант ответа

В целом хорошие, добрососедские отношения Нейтральные отношения Ощущается взаимная напряженность и неприязнь

Нередки случаи стычек и конфликтов в повседневной жизни

Затрудняюсь ответить

Как Вы считаете, проявляются ли в Вашем городе случаи дискриминации?

Выберите, пожалуйста, один вариант ответа

Часто, меня нередко ущемляют в правах на работе и в повседневной жизни Редко, но бывает Никогда не сталкивался(лась), но слышал(а) о таких случаях Никогда не сталкивался(лась) и не

слышал(а) о случаях дискриминации Затрудняюсь ответить Опишите подробнее случаи, если Вы или кто-то из Ваших знакомых столкнулись с дискриминацией

Какие межнациональные центры Вам известны? Считаете ли Вы их достаточно эффективными? Состоите ли Вы в какой-либо подобной организации?

Обоснуйте, пожалуйста, Ваши ответы

Считаете ли Вы, что в России достаточно делается для того, чтобы граждане разных национальностей чувствовали себя равноправными?

Да Нет Затрудняюсь ответить

Если на предыдущий вопрос Вы ответили "да", то кому, по Вашему мнению, принадлежат основные заслуги в том деле?

Вы можете выбрать несколько вариантов ответа

Правительству РФ Правительству Вашей республики Мэрии Вашего города Общественной палате РФ Независимым общественным организациям Никому из перечисленных

Считаете ли Вы, что законодательство РФ в полной мере обеспечивает

защиту прав национальных меньшинств?

Да Нет Затрудняюсь ответить

Считаете ли Вы, что трудовое законодательство РФ в полной мере защищает представителей национальных меньшинств от случаев дискриминации на рабочем месте и на рынке труда в целом?

Да Нет Затрудняюсь ответить

Насколько Вы считаете русских толерантными по отношению к людям других национальностей?

Выберите, пожалуйста, один вариант ответа

Русские испокон веков налаживают мосты между людьми разных национальностей Русские достаточно терпимы к представителям

других национальностей, в пределах терпимого Русские нетерпимы по отношению к людям других национальностей и не считают, что должны

такими быть. Считают себя высшей нацией Затрудняюсь ответить Считаете ли Вы, что средства массовой информации в России достаточно политкорректны и способствуют налаживанию межнационального диалога?

В целом да Возможно стараются, но у них это плохо получается

Нет, СМИ являются примером неполиткорректности Затрудняюсь ответить

Считаете ли Вы, что в Вашем городе представитель другой национальности имеет столько же прав и привилегий, сколько

представитель Вашей национальности?

Да Нет Затрудняюсь ответить

Считаете ли Вы, что российская система образования способствует налаживанию межнационального диалога?

В целом да, в последнее время видны положительные сдвиги в этом вопросе Нет, особенно в школах мало делается для того, чтобы дети

росли толерантными, терпимыми друг к другу Затрудняюсь ответить Как Вы относитесь к введению в российских школах в апреле 2010 года предмета "Религиоведение"?

Положительно, это будет способствовать духовному воспитанию детей и их толерантному отношению к людям других вероисповеданий и культур

Отрицательно. Разделение детей на группы будет способствовать их размежеванию по религиозному и национальному принципу

Отношусь нейтрально

Следите ли Вы за развитием политической ситуации в стране и мире?

Да, постоянно Время от времени проявляю интерес

Специально не слежу Нет, политика меня не интересует

Считаете ли Вы стабильной ситуацию, сложившуюся в Чечне?

Да Нет Затрудняюсь ответить

Как Вы относитесь к ситуации, сложившейся в Чечне?

Выберите, пожалуйста, один вариант ответа

Чечня должна остаться в составе России Необходимо дать Чечне независимость Чечня должна остаться в составе России с

расширенной автономией Необходимо отложить решение вопроса о статусе Чечни

Затрудняюсь ответить

Ваше отношение к событиям 11 сентября 2001 года в США?

Считаю, что США своей гегемонистской политикой сами спровоцировали эти события Отношусь нейтрально, не принимаю ничью сторону в этом конфликте Считаю, что эта акция бесчеловечна

и ее осудили все правоверные мусульмане, а фанатики, ее совершившие,

не имеют никакого отношения к истинному Исламу Считаю, что мусульманская религия таит в себе опасный потенциал, который в любой

момент может вылиться в такие события Затрудняюсь ответить Считаете ли Вы недавний подрыв Невского экспресса на Октябрьской железной дороге терактом?

Да Нет Затрудняюсь ответить

Кто, по Вашему мнению, виноват в терактах в метро 29 марта 2010 года?

Вы можете выбрать несколько вариантов ответа

Российские власти, поскольку стремятся диктовать свои условия северокавказским республикам, не могут наладить с ними добрососедские

отношения Власти мусульманских республик, на территории которых растут и множатся воинственные элементы и радикальные группировки

Лидеры радикальных организаций, которые, пользуясь тяжелыми условиями жизни людей, занимаются пропагандой и приводят людей к

терроризму, преследуя свои интересы Ислам, как воинствующая религия, которая призывает к агрессии против "неверных", экспансии

религии и мести за своих единоверцев Правоохранительные структуры, которые не могут обеспечить безопасность граждан

Затрудняюсь ответить

Какие политические события, произошедшие в стране и в мире за последнее время, Вас больше всего взволновали и почему?

Обоснуйте, пожалуйста, Ваш ответ

Какими способами, по Вашему мнению, можно искоренить терроризм в

России и в других странах?

Обоснуйте, пожалуйста, Ваш ответ

Считаете ли Вы, что мусульмане занимают угнетенное положение в России и в мире в целом и должны бороться за свои права? Обоснуйте, пожалуйста, Ваш ответ

Что, по Вашему мнению, можно сделать для того, чтобы улучшить национальные отношения в Вашем городе и в Вашей стране? Обоснуйте, пожалуйста, Ваш ответ

Есть ли у Вас друзья, исповедующие Ислам?

Если Вы исповедуете Ислам, переходите, пожалуйста, к следующему вопросу

Да Нет, и не хочу Нет, но я не против

Как Вы считаете, насколько хорошо Вы осведомлены о мусульманской религии?

Если Вы исповедуете Ислам, переходите, пожалуйста, к следующему вопросу

Достаточно хорошо, чтобы составить свое мнение Недостаточно осведомлен (а) Не знаю и не хочу знать

Как Вы относитесь к мусульманской религии?

Если Вы исповедуете Ислам, переходите, пожалуйста, к следующему вопросу

Положительно, считаю религией мира и добра Нейтрально

Отрицательно, считаю агрессивной и воинственной религией

Затрудняюсь ответить

Ваше мнение по поводу беспорядков в Москве в декабре 2010 года, связанных с убийством болельщика "Спартака" Егора Свиридова?

Как Вы относитесь к трудовым иммигрантам, приезжающим в Россию?

В опросе «National and religious relationships in USA», проведенном в США, использовалась аналогичная анкета на английском языке.

Результаты опроса в России и США

Опрос проводился с мая по сентябрь 2011 года при помощи интернет – ресурса http://www.surveypirate.com/. В опросе приняли участие 700 человек из более чем 50 городов России и 500 человек из 30 городов США. Ссылка на опрос: http://ru.tool.surveypirate.com/Survey.aspx?surveyid=15201&sp.mac=7KRrnH

%2foul78qC5qelw-LQ%3d%3d

По России:

Общее количество респондентов – 700 человек

Возраст: до 25 – 23%; от 25 до 50 – 63%; от 50 до 65 – 13%; от 65 – 1% Вероисповедание: Православие – 42%; Я атеист – 35%; Ислам – 18%; Буддизм – 2%; Протестантизм – 1%; Католицизм – 1%; Иудаизм – 1%

Национальность: Русский – 72%; Татарин – 7%; Россиянин – 3%; Украинец

– 2%; Еврей – 2%; Чеченец – 2%; Лезгин – 2%; Аварец – 2%; Ингуш – 2%; Осетин – 2%

Место проживания в настоящее время: Москва – 47%; Санкт – Петербург –

7%; Московская область – 5%; Россия – 5%; Татарстан – 3%; Махачкала –

2%; Уфа – 2%; Казань – 2%; Екатеринбург – 1%; Грозный – 1%; Калининград – 1%; Воронеж – 1%

Образование: Ученая степень – 3%; Высшее – 74%; Неполное высшее –

11%; Среднее – 11%; Начальное – 1%

Род занятий: Служащий/работник – 65,6%; Учащийся/студент - 11%; Бизнес/предпринимательство – 9,5%; Наука/образование – 5,3%; Пенсионер – 3,4%; Религиозный деятель – 1,8%; Безработный – 1,7%; Домохозяйка – 1,5%

По США:

Общее количество респондентов – 600 человек

Возраст: до 25 – 30%; от 25 до 50 – 50%; от 50 до 65 – 18%; от 65 – 2% Вероисповедание: Протестантизм – 47%; Ислам – 16%; Католицизм – 12%; Православие – 11%; Я атеист – 8%; Иудаизм – 5%; Буддизм – 1% Национальность: Американец – 46%; Афроамериканец – 25%; Мексиканец

– 14%; Латиноамериканец – 9%; Пуэрториканец – 4%; Азиат – 2%

Место проживания в настоящее время: Нью-Йорк – 23%, Вашингтон –

18%; Чикаго – 17%; Лос-Анджелес – 11%; Детройт – 10%; Финикс – 7%, Бостон – 5%; Хьюстон – 5%, Сан-Диего – 2%

Образование: Ученая степень – 5%; Высшее – 75%; Среднее – 18%; Начальное – 2%

Род занятий: Служащий/работник – 55%; Учащийся/студент - 10%; Бизнес/предпринимательство – 14%; Наука/образование – 7%; Религиозный деятель – 7 %; Пенсионер – 3%; Безработный – 2%; Домохозяйка – 2%

Итоги проведенного исследования

Как показывают результаты исследования интернет-аудитории России и США, проведенного автором с мая по сентябрь 2011 года, люди разных национальностей и вероисповеданий в российских и американских городах ощущают взаимную напряженность и неприязнь.

На вопрос: «Как бы Вы могли охарактеризовать отношения между представителями русской и других национальностей в Вашем городе?» -

39% опрошенных россиян считают, что «ощущается взаимная напряженность и неприязнь», 19% отмечают, что «нередки случаи стычек и конфликтов в повседневной жизни». «Нейтральные отношения» и «в целом хорошие, добрососедские отношения» отмечают 21% и 27% опрошенных россиян соответственно.

На аналогичный вопрос: «Как бы Вы могли охарактеризовать отношения между представителями американской и других национальностей в Вашем городе» - 30% опрошенных американцев отмечают, что «ощущается взаимная напряженность и неприязнь», 15% отвечают, что «нередки случаи стычек и конфликтов в повседневной жизни», «нейтральные отношения» и «в целом хорошие, добрососедские отношения» отмечают 30% и 25% опрошенных американцев соответственно.

Таким образом, общая ксенофобия в России и США по итогам опроса находится на достаточно высоком уровне.

В России наибольшая степень напряженности в межнациональных отношениях фиксируется у жителей крупных городов, таких как Москва и Санкт - Петербург. «Случаи стычек и конфликтов в повседневной жизни» в Москве отмечают 29% респондентов; «взаимную напряженность и неприязнь» отмечают 52% респондентов в Москве, 41% - в Санкт – Петербурге и 30% респондентов в Уфе.

Причем «случаи стычек и конфликтов в повседневной жизни» и

«взаимную напряженность и неприязнь» отмечают, в основном,

представители русской национальности – 23% и 44% соответственно. Среди представителей мусульманских народов эти показатели значительно ниже – 1% и 17% соответственно.

Только 7,5% опрошенных русских отмечают «в целом хорошие, добрососедские отношения», и также 7,5% «нейтральные отношения» между ними и представителями других национальностей. Тогда как среди представителей мусульманских народов показатели значительно отличаются: «хорошие, добрососедские отношения» отмечают 57% представителей мусульманских народов и «нейтральные отношения» -

19%.

«В целом хорошие, добрососедские отношения» отмечают, в основном, жители мусульманских республик – в Махачкале (91%), в Уфе (60%), в Грозном (79%), в Казани (40%). Тогда как жители Центрального региона отмечают, что в их отношениях с представителями других национальностей «нередки случаи стычек и конфликтов в повседневной жизни» - в Москве (29%), «ощущается взаимная напряженность и неприязнь» - в Москве (52%), СПб (41%), «нейтральные отношения» отмечают лишь 15% жителей Москвы и 2% СПб.

Таким образом, ксенофобные настроения фиксируются именно у опрошенных представителей русской национальности.

В США, наоборот, напряженность в отношениях отмечают представители этнических групп, исповедующих ислам.

«Случаи стычек и конфликтов в повседневной жизни» и «взаимную напряженность и неприязнь» отмечают 25% и 40% представителей мусульманских народов соответственно. «Нейтральные отношения» отмечают 20%, «В целом хорошие, добрососедские отношения» - 15%.

Респонденты в России отмечают наличие случаев дискриминации. На вопрос: «Как Вы считаете, проявляются ли в Вашем городе случаи дискриминации?» - «часто, меня нередко ущемляют в правах на работе и

бывает» - 41%, «никогда не сталкивался (лась), но слышал (а) о таких случаях» - 25%, «никогда не сталкивался (лась) и не слышал (а) о случаях дискриминации» - 14%, «затрудняюсь ответить» - 10%.

Если выделить отдельно ответы представителей этнических групп, исповедующих ислам, то они распределяются следующим образом: «часто, меня нередко ущемляют в правах на работе и в повседневной жизни» -

11%; «редко, но бывает» - 43%; «никогда не сталкивался (лась), но слышал (а) о таких случаях» - 20%; «никогда не сталкивался (лась) и не слышал (а) о случаях дискриминации» - 16%; «затрудняюсь ответить» -

4%.

В целом 74% респондентов – представителей этнических групп, исповедующих ислам, в России отмечают наличие случаев дискриминации, которые коснулись их лично, либо о которых они слышали.

Респонденты в США также отмечают наличие случаев дискриминации. На вопрос: «Как Вы считаете, проявляются ли в Вашем городе случаи дискриминации?» - «часто, меня нередко ущемляют в правах на работе и в повседневной жизни» - отвечают 25% респондентов,

«редко, но бывает» - 19%, «никогда не сталкивался (лась), но слышал (а) о таких случаях» - 25%, «никогда не сталкивался (лась) и не слышал (а) о случаях дискриминации» - 20%, «затрудняюсь ответить» - 8%.

Если выделить отдельно ответы представителей этнических групп, исповедующих ислам, то они распределяются следующим образом: «часто, меня нередко ущемляют в правах на работе и в повседневной жизни» -

15%; «редко, но бывает» - 15%; «никогда не сталкивался (лась), но слышал (а) о таких случаях» - 30%; «никогда не сталкивался (лась) и не слышал (а) о случаях дискриминации» - 25%; «затрудняюсь ответить» -

9%.

В целом, чуть более половины респондентов – представителей

случаев дискриминации, которые коснулись их лично, либо о которых они слышали.

Итоги опроса показывают, что образ «чужого» у русских основывается больше на этнической, а не на религиозной составляющей.

На вопрос «Как Вы относитесь к мусульманской религии?» ответы среди респондентов русской национальности распределяются следующим образом: «нейтрально» - 52%, «положительно, считаю религией мира и добра» - 22%, «отрицательно, считаю агрессивной и воинственной религией» - 24%, «затрудняюсь ответить» - 2%.

На вопрос: «Есть ли у Вас друзья, исповедующие ислам?» - «да» отвечают 64%, «нет, и не хочу» - 25% и «нет, но я не против» - 11% респондентов.

Таким образом, отношение русских к представителям мусульманской религии является в целом нейтральным.

То же можно сказать отдельно и о православных гражданах России. На вопрос: «Как Вы относитесь к исламу?» - в целом «нейтрально» отвечают 39% православных респондентов, «положительно» и

«отрицательно» по 14%, «затрудняюсь ответить» - 1%.

В свою очередь, на вопрос: «Есть ли у вас друзья, исповедующие ислам?» - «нет, и не хочу» отвечают 22% православных респондентов,

«да» - 42% и «нет, но я не против» - 8%.

Таким образом, можно отметить, что русские и, в частности, православные граждане настроены по отношению к мусульманскому меньшинству в целом нейтрально. Большим напряжением среди всех опрошенных россиян характеризуются межнациональные отношения.

У опрошенных американцев образ «чужого» основывается больше на исламской, чем этнической составляющей.

На вопрос: «Как Вы относитесь к мусульманской религии?» - ответы среди респондентов американской национальности распределяются

религией мира и добра» - 18%, «отрицательно, считаю агрессивной и воинственной религией» - 40%, «затрудняюсь ответить» - 5%.

На вопрос: «Есть ли у Вас друзья, исповедующие ислам?» - «да» отвечают 34%, «нет, и не хочу» - 45% и «нет, но я не против» - 10% респондентов.

Таким образом, отношение опрошенных американцев к представителям мусульманской религии является в целом более негативным, чем у опрошенных россиян.

То же можно сказать отдельно и о гражданах, исповедующих протестантизм. На вопрос: «Как Вы относитесь к исламу?» - в целом

«нейтрально» отвечают 25% респондентов, «положительно» - 15%,

«отрицательно» - 40%, «затрудняюсь ответить» - 7%. На вопрос: «Есть ли у вас друзья, исповедующие ислам?» - «нет, и не хочу» отвечают 42% респондентов, «да» - 22% и «нет, но я не против» - 8%.

Таким образом, можно отметить, что американские граждане и граждане, исповедующие протестантизм в частности, настроены по отношению к мусульманскому меньшинству в целом негативно.

У опрошенных россиян также высока мигрантофобия. По итогам опроса, к трудовым иммигрантам, приезжающим в Россию на заработки,

«положительно» относятся 19% опрошенных, «нейтрально» - 42%,

«отрицательно» – 35%.

Характерными ответами респондентов, относящихся к иммигрантам

«положительно», являются: «если они живут мирно и соблюдают законы РФ», «если они ассимилируются, соблюдают правила приличия и законы страны, где работают», «положительно к легальным иммигрантам»,

«положительно к этническим русским из бывших союзных республик»,

«ко всем приличным людям отношусь хорошо», «мне их жалко».

У опрошенных американцев ответы распределяются похожим образом. На вопрос: «Как Вы относитесь к трудовым иммигрантам,

«нейтрально» - 55%, отрицательно – 20%. Нелюбовь к трудовым иммигрантам у опрошенных американцев чуть ниже, чем у россиян.

На вопрос: «Считаете ли Вы, что в России достаточно делается для того, чтобы граждане разных национальностей чувствовали себя равноправными» - российские респонденты в целом отвечают отрицательно: «нет» - 76%; «да» - 14%; «затрудняюсь ответить» - 11%. В США респонденты в целом отвечают положительно: «нет» - 30%, «да» -

55%, «затрудняюсь ответить» - 15%.

Примерно одинакового мнения придерживаются российские и американские респонденты относительно роли средств массовой информации в национальном вопросе. На вопрос: «Считаете ли Вы, что средства массовой информации в России достаточно политкорректны и способствуют межнациональному диалогу» - «в целом да» отвечает 21% российских респондентов, «возможно, стараются, но у них это не получается» - 37%, «нет, СМИ являются примером неполиткорректности»

- 39%, «затрудняюсь ответить» - 6%. В США ответы на этот вопрос распределяются следующим образом: что «средства массовой информации в США достаточно политкорректны и способствуют межнациональному диалогу» отвечают 35% американских респондентов, «возможно, стараются, но у них это не получается» - 33%, «нет, СМИ являются примером неполиткорректности» - 27%, «затрудняюсь ответить» - 4%.

Российские граждане также мало знают об общественных организациях и межнациональных центрах, занимающихся решением проблем дискриминации и налаживанием межнационального диалога, не считают их эффективными и сами не состоят в подобных организациях.

На вопрос: «Существуют ли в Вашем городе центры, занимающиеся проблемами дискриминации и налаживанием межнационального диалога»

- «да» отвечают 32%, «нет» - 18%, «не знаю» - 52%. На вопрос: «Считаете ли Вы их достаточно эффективными» - «да» отвечают 5%, «нет» - 43%, «не

общественной организации» - «да» отвечают 25%, «нет» - 67%, «не знаю» -

7%. В США осведомленность о таких организациях и участие в их работе респондентов в целом выше, чем в России. На вопрос: «Существуют ли в Вашем городе центры, занимающиеся проблемами дискриминации и налаживанием межнационального диалога» - «да» отвечают 55%, «нет» -

15%, «не знаю» - 20%. На вопрос: «Считаете ли Вы их достаточно эффективными» - «да» отвечают 35%, «нет» - 20%, «не знаю» - 15%. На вопрос: «Состоите ли Вы в какой – либо подобной общественной организации» - «да» отвечают 35%, «нет» - 25%, «не знаю» - 5%.

Опрошенные россияне также не считают, что в России достаточно делается для того, чтобы граждане разных национальностей чувствовали себя равноправными. Отвечая на этот вопрос, «да» сказали 14% опрошенных россиян, «нет» - 76%, «затрудняюсь ответить» - 11%. Тогда как опрошенные американцы в целом считают, что в их стране достаточно делается для того, чтобы граждане разных национальностей чувствовали себя равноправными. На этот вопрос «да» отвечают 55% опрошенных,

«нет» - 35%, «затрудняюсь ответить» - 10%.

Примерно так же распределяются мнения опрошенных россиян и американцев в вопросе об эффективности законодательства этих стран. На вопрос: «Считаете ли Вы, что законодательство в вашей стране в полной мере обеспечивает защиту прав национальных меньшинств?» - «да» отвечают 42% опрошенных россиян, «нет» - 41%, «затрудняюсь ответить»

- 17%. В то же время «да» отвечают 73% опрошенных американцев, «нет»

- 25%, «затрудняюсь ответить» - 2%. Также представляют интерес ответы российских и американских респондентов на вопросы, связанные с актуальными проблемами, происходящими в их обществах.

Например, на вопрос: «Считаете ли Вы стабильной ситуацию, сложившуюся в Чечне?» - «да» отвечают 20% опрошенных россиян, «нет»

- 69%, «затрудняюсь ответить» - 12%. На другой вопрос: «Как Вы

россиян отвечают, что «Чечня должна остаться в составе России», 25% -

«необходимо дать Чечне независимость», 11% - «Чечня должна остаться в составе России с расширенной автономией, 13% - «необходимо отложить вопрос о статусе Чечни», 12% - «затрудняюсь ответить». Таким образом, две трети опрошенных россиян не считают стабильной ситуацию, сложившуюся в Чечне, и менее половины считают, что Чечня должна оставаться в составе России. Очевидно, что эти мнения подтверждают ту деструктивную тенденцию социальной поляризации российского общества, которая отмечается в опросах ведущих социологических организаций и наблюдается сегодня в российском обществе повсеместно.

Также представляет интерес отношение россиян и американцев к крупнейшим террористическим актам, произошедшим в их странах. Российским респондентам было предложено ответить на вопрос: «Кто, по Вашему мнению, виноват в терактах в метро 29 марта 2010 года?». Ответы распределились следующим образом: «российские власти, поскольку стремятся диктовать свои условия северокавказским республикам, не могут наладить с ними добрососедские отношения» – 21%; «власти мусульманских республик, на территории которых растут и множатся воинственные элементы и радикальные группировки» – 22%; «лидеры радикальных организаций, которые, пользуясь тяжелыми условиями жизни людей, занимаются пропагандой и приводят людей к терроризму, преследуя свои интересы» – 52%; «ислам, как воинствующая религия, которая призывает к агрессии против «неверных», экспансии религии и мести за своих единоверцев» – 17%; «правоохранительные структуры, которые не могут обеспечить безопасность граждан» – 43%; «затрудняюсь ответить» – 10%.

Таким образом, в произошедших терактах более половины опрошенных россиян винит лидеров радикальных организаций, которые занимаются пропагандой и приводят людей к терроризму, на втором месте

и российские федеральные власти, ислам, как воинствующую религию, обвиняет самое малое количество опрошенных.

Интерес представляет также отношение опрошенных американцев к событиям 11 сентября 2001 года в США. На вопрос: «Ваше отношение к событиям 11 сентября 2001 года в США?» - ответы распределяются следующим образом: «считаю, что США своей гегемонистской политикой сами спровоцировали эти события» - 32,23%; «отношусь нейтрально, не принимаю ничью сторону в этом конфликте» – 8,19%; «считаю, что эта акция бесчеловечна и ее осудили все правоверные мусульмане, а фанатики ее совершившие, не имеют никакого отношения к истинному Исламу» –

33,62%; «считаю, что мусульманская религия таит в себе опасный потенциал, который в любой момент может вылиться в такие события» –

25,44%; «затрудняюсь ответить» – 9,23%.

Примерно по одной трети опрошенных считают, что виновными являются власти США, которые спровоцировали эти акции своей политикой, и что фанатики, совершившие эти акции, не имеют отношения к истинному исламу. Однако четверть опрошенных считает, что виновата мусульманская религия, которая таит в себе опасный потенциал. В варианте «другое» примерно 10% респондентов написали о том, что придерживаются точки зрения, что США сами подготовили этот теракт, согласно существующей известной теории. Таким образом, в прошедших терактах опрошенные американцы больше, чем россияне, обвиняют ислам как агрессивную религию, однако, демонстрируют и более гуманистические соображения о том, что такие события не зависят от религиозной принадлежности террористов.

В целом, следует отметить, что данные качественного опроса интернет-аудитории России и США подтверждают основные данные количественных исследований по вопросам межнациональных и межрелигиозных отношений в этих странах и отражают основные мнения населения по поводу этих вопросов.

Положение 3. Модели противодействия ксенофобии в России и США Рис. 1. Политическая практика взаимодействия государства и исламских

религиозных организаций в России

Политическая практика взаимодействия государства и исламских религиозных организаций - патернализм


Наличие системы официальных духовных структур – Духовных управлений мусульман (ДУМ), подотчетных федеральным и региональным властям

Разделение ислама на «свой» (суфийский) и «чужой» (салафитский) на государственном уровне. Борьба с организациями, не входящими в структуру ДУМ

Отсутствие механизмов включения мусульманских лидеров в политику. Назначение глав мусульманских республик

«сверху»

Рис. 2. Политическая практика взаимодействия государства и исламских

религиозных организаций в США

Политическая практика взаимодействия государства и исламских религиозных организаций - сотрудничество


Наличие автономных сетевых исламских организаций, сотрудничающих с властью

Отсутствие разделения различных течений в исламе, партнерство с умеренными исламскими организациями, в том числе в вопросах борьбы

с терроризмом

Наличие механизмов инкорпорирования мусульманских лидеров в политику, продвижения политиков-мусульман исламскими организациями

Рис.3. Правовые механизмы противодействия ксенофобии в России

Правовые механизмы противодействия ксенофобии в России


Правовые нормы в Конституции РФ 1993 года искажаются

либо не находят продолжения в федеральных законах

Правовые нормы федерального законодательств а зачастую противоречат Конституции РФ


ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

1997 года нарушает принцип светскости

ФЗ «О национально- культурной автономии» 1996 года не содержит гарантий защиты прав

меньшинств

ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»

2002 года нарушает права меньшинств


Отсутствие антидискримина ционных норм

Отсутствие норм толерантности

Рис. 4. Правовые механизмы противодействия ксенофобии в США

Правовые механизмы противодействи я ксенофобии в США


Правовые нормы Конституции США 1787 года имеют продолжение в федеральных законах

Правовые нормы федерального законодательств а продолжают положения Конституции США


ФЗ «О восстановлении свободы вероисповедани я» 1993 года защищает принцип светскости

ФЗ «О гражданских правах» 1964 года предоставляет равенство прав и защиту от дискриминации

ФЗ «Об избирательных правах» 1965 года предоставляет равенство избирательных прав


Наличие антидискримин ационных норм

Наличие норм толерантности

Рис.5. Деятельность институтов гражданского общества в России

Деятельность институтов гражданского общества


Деятельность исламских организаций

Деятельность СМИ


Более 3500 исламских организаций, однако, мало независимых

Наличие ксенофобии,

«языка вражды» в СМИ


Слабое продвижение интересов мусульман

Несоблюдение правовых норм ограничения ксенофобии в СМИ


Слабое представительство мусульман во власти

Отсутствие судебной практики наказания за

«язык вражды» в СМИ


Низкое участие в избирательных кампаниях

Отсутствие «речевых кодексов», ограничивающих «язык

Ограниченное строительство мечетей

Слабая защита прав верующих

Слабое участие в снижении масштабов экстремизма

Слабое представительство мусульман в СМИ

Рис.6. Деятельность институтов гражданского общества в США

Деятельность институтов гражданского общества


Деятельность исламских организаций

Деятельность СМИ


Более 3000 независимых исламских организаций

Наличие ксенофобии,

«языка вражды» в СМИ


Продвижение интересов мусульман исламскими организациями

Слабое законодательное ограничение ксенофобии в СМИ


Продвижение мусульманских лидеров исламскими

Наличие судебной практики наказания за

«язык вражды» в СМИ


Участие в избирательных кампаниях в качестве кандидатов и избирателей

Наличие «речевых кодексов», ограничивающих «язык

Обширное строительство мечетей

Защита прав верующих, наличие правозащитных организаций

Содействие снижению масштабов экстремизма

Представительство мусульман в СМИ

<< |
Источник: Суслова Мария Николаевна. ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА ДИНАМИКУ КСЕНОФОБИИ В РОССИИ И США. 2012
Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Приложение 2. Опрос «Межнациональные и межрелигиозные отношения в России в США»:

  1. Приложение 1. Динамика и формы ксенофобии в России и США
  2. 11.Опрос учащихся на уроке. Место и виды опроса. Формы опроса. Оценка устных ответов.
  3. Политика президентов Д.Медведева и Б.Обамы в отношении ислама в России и США
  4. воспитание культуры межнациональных отношений
  5. Глава 21 ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ*
  6. 22.4. Обострение межнациональных отношений
  7. Вопрос 38 . Воспитание у учащихся гражданственности, патриотизма и культуры межнациональных отношений
  8. 47) Обострение межнациональных отношений в годы перестройки.
  9. 38. Воспитание у учащихся гражданственности, патриотизма и культуры межнациональных отношений.
  10. 47. Нарастание общественно-политической дестабилизации и кризиса межнациональных отношений. Распад СССР и образование СНГ (1989-1991).
  11. Патриотическое воспитание и воспитание культуры межнациональных отношений.
  12. 34. Гражданское воспитание школьников. Формирование правовой и политической культуры, культуры межнационального общения учащихся в современной школе. Детское общественное движение в России.
  13. I. Динамика ксенофобии в России и США