2.1. Политическая практика взаимодействия государства и исламских организаций в России и США

Под политической практикой взаимодействия государства и исламских организаций понимается система действий светского государства в отношении мусульманских религиозных организаций и институтов с целью обеспечения свободы вероисповедания с учетом разнообразия религий и конфессий в российском и американском обществе.

Под религией (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа) понимается «…особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм, типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)» [150]. Под конфессией (от лат. confessio — исповедание) понимается

«…особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания» [74].

Политическая практика взаимодействия государства и исламских организаций в России и США сравнивается по ряду признаков:

• История взаимоотношений государства и мусульманских духовных структур;

• Модели современных взаимоотношений государства и мусульманских духовных структур;

• Взаимоотношения государства и исламской оппозиции;

• Инкорпорирование мусульманских лидеров в политику;

• Политика президентов Д.Медведева и Б.Обамы в отношении ислама. История взаимоотношений государства и мусульманских духовных

структур в России и США

Как отмечает А.В.Малашенко: «…Утверждение ислама на территории современной России в качестве второй по значимости религии связано непосредственно с государственной политикой. На протяжении нескольких столетий государство формировало организационные основы российского ислама, регламентировало процесс духовного образования мусульман, непосредственным образом влияло на облик мусульманского духовенства» [91,с.92].

Со времен Российской Империи существует система Духовных Управлений Мусульман (ДУМ), которая претерпела мало изменений до наших дней. При Екатерине II был учрежден институт мусульманского духовенства по образу и подобию Церкви. В 1788 году по аналогии со Священным синодом в Оренбурге был учрежден ДУМ, называвшийся

«Магометанским Духовным собранием». Священный Синод и Духовное управление подчинялись непосредственно императору. В свою очередь у ДУМ в подчинении находились мусульманские структуры управления на местах [3]. Таким образом, произошла централизация управления мусульманским духовенством и его непосредственное подчинение верховной власти империи.

Начиная с 20-х годов XX века, в СССР была возрождена система ДУМ. Кроме Центрального Духовного Управления Мусульман (ЦДУМ), в 1943 году были учреждены духовные управления Северного Кавказа, Закавказья, Средней Азии и Казахстана. К тому же, помимо контроля, в советской России ислам, также как и любая другая религия, подвергался гонениям. «…Преследования, отвращение мусульман от религии и

вплоть до конца 80-х годов прошлого века… Перемены произошли лишь в годы перестройки, когда началось возрождение религии, начали восстанавливаться мечети и создаваться мусульманские организации» [91, с.96]. К 80-м годам в мусульманских регионах СССР образовалась параллельная система исламских организаций, не подконтрольная ДУМ и коммунистическому режиму. В 1989 году российские мусульмане лишились и единого общемусульманского властного института, образовались две крупные организации – Центральное Духовное Управление Мусульман (ЦДУМ) и Совет муфтиев России (СМР), которые стремились самостоятельно выстраивать отношения с федеральной властью [101].

При Б. Ельцине, в постперестроечный период произошла активизация и политизация исламских организаций. В 1995 году возникли Общероссийское общественно–политическое движение «Нур», Союз мусульман России и Исламский комитет России, в 1996 году – Общероссийское общественно–политическое движение «Мусульмане России». В 1998 году было создано движение «Рефах» («Благоденствие»). Однако с приходом к власти В. Путина ситуация изменилась, и значение религии в общественно-политической жизни страны снизилось [91].

Таким образом, ислам в России практически во все времена контролировался государством через централизованные структуры ДУМ.

В США, наоборот, отношения религиозных организаций с государством строились на демократических принципах. Между собой мусульманские организации выступают как равноправные субъекты. Основным отличием от российской ситуации является то, что первые мусульманские организации в США создавались по инициативе самих мусульман, которые боролись за соблюдение своих прав и реализацию своих интересов, в отличие от России, где мусульманские организации были образованы «сверху» - государством - для контроля над исламскими

В 1952 году в США около 400 мусульман под руководством Абдаллы Играма встретились в Кедар Рапидс (штат Айова), чтобы рассмотреть возможность создания мусульманской организации для защиты общины и содействия ее развитию.

При помощи фондов из Саудовской Аравии возникла Федерация исламских организаций (FIO) Соединенных Штатов и Канады, координирующая деятельность приблизительно 50-ти мусульманских конгрегаций, состоявших, в основном, из иммигрантов из Ливана и Сирии. Впоследствии посредством создания различных мусульманских студенческих ассоциаций (MSA) в разных колледжах в

1963 году исламские организации стали принимать более формальный и институциональный характер. С целью координации деятельности MSA в

1982 году было сформировано Исламское общество Северной Америки (ISNA). Оно и сегодня остается одной из самых влиятельных и заметных организаций в США вместе с Исламским кружком Северной Америки (ICNA), образовавшимся в 1972 году под влиянием пакистанской партии Джаммат-и-Ислами [13].

В начале 70-х годов ХХ века в США стало формироваться арабское лобби. Национальная ассоциация американских арабов (NAAA) была образована в 1972 году. Это была первая арабская организация, официально зарегистрированная как лоббистская и сформировавшая Комитет политического действия (PAC). Она добивалась того, чтобы американская политика содействовала объединению Ливана и его стабилизации, и предлагала создание палестинского государства как решение палестино-израильского конфликта. Более крупной и более социально ориентированной организацией был Американо-арабский антидискриминационный комитет, созданный в 1980 году под руководством Джеймса Абурезка, конгрессмена арабского происхождения из Южной Дакоты, который основное внимание в своей деятельности уделял отстаиванию гражданских прав арабов-американцев. Организация

ветераном политических кампаний и основателем одной из крупнейших организаций, занимавшейся опросами общественного мнения. AAI занимается исследованиями и составлением политических сводок относительно положения арабов-американцев в обществе и освещения их деятельности в СМИ, а также способствует активному участию американцев арабского происхождения в различных избирательных кампаниях [13].

Американским мусульманам также не привыкать к организованной политической борьбе, защите собственных прав и продвижению своих интересов. «…Одним из самых мощных исламских движений, выступавших с политическими требованиями, боровшихся за права мусульман, в первую очередь темнокожих, была «Исламская нация» Л.Фаррахана. Пик ее активности пришелся на 90-е годы, когда Л. Фаррахан, выступая с критикой американской политической системы, социального и политического неравенства, в 1995 году организовал марш протеста миллиона темнокожих мусульман к зданию Конгресса США в Вашингтоне» [80].

Наиболее благосклонную по отношению к мусульманам религиозную политику проводила администрация Б.Клинтона. За время своего правления президент Б.Клинтон осуществил признание основного исламского института в США – Ид-пост, соблюдаемого в месяц Рамадан, обратился с открытым письмом к верующим, пожелав им счастливого поста. С одобрения Б.Клинтона, Белый Дом впервые за всю историю отмечал Ид аль-Фитр - праздник, знаменующий окончание Рамадана. Также в правление Б.Клинтона в армии США появились первые капелланы-мусульмане (в их назначении сыграл важную роль Совет Американских Мусульман), состоялась встреча президента с американскими мусульманами и американцами арабского происхождения, во время которой обсуждались вопросы, затрагивающие арабов и

послом-мусульманином от США на островах Фиджи, Науру, Онга и

Тувалу [105, с.226].

Таким образом, в российском государстве и во времена Империи, и во времена Советского Союза исламская религиозная идеология тщательно контролировалась, а впоследствии - преследовалась и подавлялась. Для контроля и подотчетности мусульманского духовенства были созданы иерархически организованные структуры ДУМ. В США, в отличие от России, мусульманские организации возникали как сетевые структуры. По мере того, как набирали обороты движения за легализацию прав расовых и религиозных меньшинств, этнические группы, исповедующие ислам, получили равные права и свободы, а также возможности защиты своих прав и интересов, в частности, через мусульманские организации.

<< | >>
Источник: Суслова Мария Николаевна. ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА ДИНАМИКУ КСЕНОФОБИИ В РОССИИ И США. 2012
Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 2.1. Политическая практика взаимодействия государства и исламских организаций в России и США:

  1. Взаимоотношения государства и исламской оппозиции в России и США
  2. 3.1. Особенности развития исламских общественных организаций в России и США
  3. Лоббирование своих интересов исламскими организациями в России и США
  4. Организованность исламской думмы в России и США
  5. Взаимодействие политической теории и практики
  6. II. Политическая среда ксенофобии в России и США
  7. 2. Теория и практика политической модернизации в России.
  8. Модели современных взаимоотношений государства и мусульманских духовных структур в России и США
  9. 31. Место и роль государства в политической системе, его взаимодействие с институтами политической системы.
  10. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.
  11. Защита прав верующих и мусульманских организаций в России и США
  12. 23. проблемы взаимодействия государства и личности в политической системе общества
  13. 12. Политические и правовые аспекты исламского вероучения (основы исламского вероучения, правовые школы, шариат).
  14. Суслова Мария Николаевна. ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА ДИНАМИКУ КСЕНОФОБИИ В РОССИИ И США, 2012
  15. 30. Характер взаимодействия государства и рынка как основных политических и экономических факторов развития национального хозяйства.
  16. 15. Правовые формы взаимодействия Банка России и государства. Взаимное представительство Центрального Банка РФ и Правительства РФ.
  17. Тема 34. Концепция исламского пути развития в современной политической идеологии мусульманских стран
  18. Воронкова Наталья Викторовна. Социально-политические аспекты взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества и населением в охране общественного порядка в современной России, 2007
  19. 44. Тенденции в международных отношениях в Азии (1945-2000). «Исламский социализм» в странах Востока. «Исламский фундаментализм» в конце XX в.