Задать вопрос юристу

25.Учение Ш. Монтескье о государстве и праве.

ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ. Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.) - один из ярких представителей французского Просвещения, выдающийся юрист и политический мыслитель. Тремя основными его произведениями являются: "Персидские письма" (1721), "Размышления о причинах величия и падения римлян" (1734) и, наконец, "О духе законов" (1748).

Уже в первой своей работе Монтескье стремится обосновать вывод о том, что миром управляет не божественный промысел или фортуна, а действующие в любом обществе объективные общие причины морального и физического порядка, определяющие "дух народа" и соответствующие формы и нормы его государственной и правовой жизни.

Главная тема всей политико-правовой теории Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней - политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.

Применительно к человеку законы природы (естественные законы) трактуются Монтескье как законы, которые "вытекают единственно из устройства нашего существа". К естественным законам, по которым человек жил в естественном состоянии, он относит следующие свойства человеческой природы: стремление к миру, к добыванию себе пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе.

Но как только люди соединяются в обществе, они утрачивают сознание своей слабости, которая по Монтескье присуща человеку. Исчезает существовавшее между ними равенство, начинаются войны двоякого рода между отдельными лицами и между народами. Появляются законы, определяющие отношения между народами (международное право); законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми (политическое право); законы, которые определяют отношения всех граждан между собой (гражданское право).

Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах обуславливает, согласно Монтескье, необходимость образования государства.

Такое соединение силы отдельных людей предполагает наличие уже единства их воли, т.е. гражданское состояние. Для образования государства (политического состояния) и установления общих законов необходимо, таким образом, достаточно развитое состояние жизни людей в обществе, которое Монтескье называет гражданским состоянием.

Решающее влияние на законы, согласно Монтескье, оказывают природа и принцип правительства, учреждаемого в гражданском состоянии. Он различает три образа (формы) правления: республиканский, монархический и деспотический.

При республиканском правлении верховная власть находится в руках или всего народа (демократия), или его части (аристократия). Монархия - это правление одного человека, но посредством твердо установленных законов. В деспотии все определяется волей и произволом одного лица вне всяких законов и правил. Такова, по оценке Монтескье, природа каждого образа правления, из которой вытекают "основные краеугольные законы" данной формы правления.

Специальное внимание Монтескье уделяет проблеме соотношения закона и свободы. Он различает два вида законов о политической свободе: 1) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к государственному устройству и 2) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к гражданину.

Для исключения возможности злоупотребления властью необходимо достичь в государстве разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Основная цель разделения властей - избежать злоупотребления властью. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству. Личностный аспект свободы - политическая свобода, в ее отношении к отдельному гражданину - заключается в безопасности гражданина.

<< | >>
Источник: Ответы по Истории политических и правовых учений. 2018
Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 25.Учение Ш. Монтескье о государстве и праве.:

  1. 71. Учение о правовом государстве в политико-правовой мысли.
  2. 1. Предмет теории государства и права.
  3. Тема 2: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ УЧЕНИЙ О СУЩНОСТИ И ПРОИСХОЖДЕНИИ ПРАВА.
  4. Тема 6. Гражданское общество и правовое государство
  5. Учение о государстве и праве Джона Локка
  6. Учение о государстве, концепция разделения властей и учение о Духе законов Шарля Луи де Монтескье
  7. Политическое учение и концепция законодательства Ж.-Ж. Руссо
  8. 19. Учение Дж Локка о происхождении государства, о правах и обязанностях человека, о свободе человека и допустимых случаях ее ограничения. Теория разделения властей («Два трактата о правлении»).
  9. 20. Учение о «духе законов» Ш. Монтескье.Ш. Теория разделения властей. Сравнительный анализ с воззрениями Дж. Локка.
  10. 27. Учение Монтескье о законах и государстве
  11. Конституционные права и свободы во Франции.
  12. Абстрактное право
  13. 39. Политические воззрения французских просветителей XVIII в. (III.Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо).
  14. 9. Концепция истории Монтескье
  15. Идея правового государства в истории политической мысли.
  16. 21. теория разделения властей в государстве
  17. 19. Школа естественного права. Возрождение натурального права
  18. 22 Теория народного суверенитета и учение о праве Ж.-Ж. Руссо.
  19. 25.Учение Ш. Монтескье о государстве и праве.