1.Понятия «феодализм» и «средние века» в историографии

Термин ср. в. был впервые введен итальянск. гуманистами. Историк 15в. Флавио Бьондо(История от падения Рима) назвал ср. в. период, отделявший его время от античности. Эта оценка была отрицательной, т.

к. гум. оценивали прежде всего сост. культуры. В 17в. пофессор Галльского университета (Германия) Й. Келлер ввел термин ср.в. в общую периодизацию всемирной истории, разделив ее на античность, средневековье и нов. время (хронолог. рамки: от разделения Р. империи на зап. и восточную(395г. при Феодосии 1) до падения Конст.(1453г.). В 17 и 18в.(век Просвещения) критерием периодизации стало служить отношение к религии и церкви. Ср. в. оценивались как период стеснения умственной свободы. В 19в. романтическое направление в историографии идеализировало ср. века. На рубеже 18 и 19в. были сделаны два важных шага: идея о непрерывности общественного развития и попытки анализа не только событийной и политической, но и социальной истории. Эти попытки привели к отождеств. терминов ср. в. и феодализм. Углубление этих терминов было в конце 19в. с оформлением новой философии – позитивизм(О.Конт во Фр., Г.Спенсер в Англ.). Пришло комплексное видение исторического процесса. Феодализм виделся как особая полит. и правовая организация общества, с системой сеньориально-вассальных связей. Более перспект. оказались попытки сопряжения полит. и соц. анализа. Позитивисты начали изучение общины и вотчины, хоз. и соц. жизни. Позитивизм подготовил первые шаги системного(структурного) анализа. Одним из его плодов явл. термин цивилизация, подчеркивающий территориальное разграничение людских обществ. Появился также термин формация, выделивший, наоборот, временное деление исторического процесса, где точкой отсчета стали способ производства и форма собственности.
Новый этап развития – 20й век, франц. историки, создавшие свое направление вокруг журнала Анналы (Люсьен Февр). Они говорили о множественности связей – вещных и личностных - внутри общественной системы. Это ломало механическое понимание причинности в истории и представление об однолинейности развития.

В марксистской историографии феодализм понимался как определенная стадия исторического развития, через кот. прошли страны Европы и Азии, Африки и Латинской Америки. Подобное мнение не является общепринятым. В историч. науке 19в. многие исследователи не связывали этот тип соц. устройства с определенным историческим этапом и поэтому находили «феодализм» в античном мире, а «капитализм» в средневековье. В современной науке некоторые исследователи отказываются от идеи универсальности этого понятия, закрепляя его только за западноевропейским вариантом развития. Мнение об универсальности феодализма как определенной стадии исторического развития может считаться корректным при некоторых оговорках: 1. Если признается своеобразие его конкретно-исторических вариантов и не только возможность, но неизбежность их расхождения с абстрактной моделью, созданной исследователями. 2. Представление о стадиальности развития должно дополняться признанием многоукладности господствующей общественной системы на каждой из стадий. 3. Стадиальный принцип членения исторического процесса должен быть органически увязан с особенностями цивилизационного развития, связанного с факторами долговременного воздействия(природные условия, особенности этногенеза и социальной психологии, религия, тип общины).

| >>
Источник: Шпаргалка по истории раннего средневековья. 2016
Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 1.Понятия «феодализм» и «средние века» в историографии:

  1. Понятия «феодализм» и «средние века» в историографии
  2. 1. Понятия средние века и феодализм в исторической культуре
  3. Сущность понятий «средние века» и «феодализм». Периодизация средневековой истории
  4. 3.Периодизация истории средних веков и феодализма в отечественной и зарубежной историографии
  5. 2. Отечественная историография о феодализме.
  6. 1. Понятия средние века в исторической науке
  7. 6. Проблема генезиса феодализма в отечественной и зарубежной историографии.
  8. 9. Русская историография 2 половины 17 века.
  9. Источники и историография Средней Азии.
  10. Российская историография 18 века: общая характеристика.
  11. 31. Немецкая историография во второй половине XX века.
  12. В 28. Общая характеристика французской историографии во 2-й половине ХХ века
  13. 29 Французская историография во второй половине XX века.
  14. 10. Русская историография в первой четверти 18 века.
  15. 21.Методологические поиски русской историографии начала XX века.
  16. 19. Методологический кризис позитивистской историографии в первой трети 20 века
  17. Средние века
  18. 3 Позитивистская историография к концу 19 века.
  19. 34). Средние века: проблемы восприятия и содержания
  20. 1.Происхождение термина «средние века».
- Античные государства Северного Причерноморья - Археология - Архивоведение - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вспомогательные исторические дисциплины - Древняя Русь - Западная Украина (1921 - 1939 гг.) - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История античного мира - История Византии - История Древнего Востока - История древнего мира - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - Ранний железный век - Философия истории - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -