9.Политические и правовые учения рабовладельческой аристократии в Древнем Риме. Цицерон.

Древний мир. Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.)

Цицерон был видным идеологом римской аристократии в период республики. В отличие от греческих авторов он не был философом. Он происходил из всаднического рода (денежная аристократия) и жил в эпоху последнего периода республики Рима, когда республика двигалась к закату.

Родился в Риме, был в Греции, изучал греческую философию. В своих социально-политических воззрениях синтезировал лучшие достижения древнегреческой философской мысли с римской историей и теорией права, стал как бы "мостиком" между ними и правовой мыслью Западной Европы.

Цицерон известный оратор по судебным делам. Его политические ориентиры: консерватор, выступал за сохранение старых устоев, в Риме в это время была смешанная республика. Он выступал против любой единоличной власти. Финал жизни трагичен: триумверат включил его в проскрипционные списки (лиц, считавшихся вне закона), отсекли голову и правую руку.

Основные социально-политические воззрения Цицерона изложены в его диалогах "О государстве" и "О законах"(54 -51 гг до н.э.), "Об обязанностях"и "О старости" (44 г до н.э.). В этом прослеживается аналогия с произведениями Платона "Государство", "Закон".

Происхождение государства. Цицерон вслед за Аристотелем отстаивает идею о естественном божественно-природном происхождении общества и государства. Он утверждает, что человек от рождения наделен тремя, только ему присущими свойствами: разумом, даром речи и потребностью в общении. Благодаря этим свойствам на определенной стадии развития человечества образуются различные формы совместной жизнедеятельности людей, то есть возникает общество.

Первичной формой общественного объединения людей признается семья, из которой в дальнейшем формируется государство. Естественные причины возникновения государства Цицерон видел, во-первых, в стремлении людей к осуществлению общего интереса; во-вторых, в необходимости охраны собственности.

Среди задач государства Цицерон обращал внимание на такие, как:

* сохранение незыблемости сложившихся отношений собственности;

* поддержание должного порядка;

* управление присоединенными к государству территориями;

* обеспечение функционирования нравственных и религиозных норм и ценностей;

Правовая теория. Цицерон подразделяет право на позитивное и естественное.

Естественное право выступает как вечный закон, обязательный для всех. Этот закон вытекает из природы. Он говорит, что ни постановления сената, ни народа не способны освободить людей от естественного закона: "кто не покоряется этому закону, тот беглец от себя". Он не писан, и имеет врожденный характер.

Цицерон задает вопрос, что первично: естественное или позитивное право? Ответ для него однозначен - естественное, т.к. оно существовало до государства.

Под естественным правом он понимал:

* не вредить другим, если не будешь спровоцирован несправедливостью;

* не нарушай чужую собственность. Все должны пользоваться общей собственностью как общей, а частной - как личной.

<< | >>
Источник: Ответы по Истории политических и правовых учений. 2018
Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 9.Политические и правовые учения рабовладельческой аристократии в Древнем Риме. Цицерон.:

  1. 10. Политическая и правовая мысль Древнего Рима. Учение Цицерона о государстве и праве, образ идеального государственного устройства («О республике», «О законах») и учение об обязанностях гражданина и политика («Об обязанностях», «Письма»). Римские юристы.
  2. 11. Установление военной рабовладельческой диктатуры в Риме.
  3. 3. Политико-правовые учения Древнего Китая: Легизм (Шан Ян – «Шан цзюнь шу»). Исторические истоки и политическая доктрина. Требования к совершенному законодательству.
  4. 2. Экономические учения Древнего мира (экономическаямысль Вавилонии, Китая и Индии, Древней Греции, Древнего Рима).
  5. 8. Определите особенности развития красноречия в Древней Греции и Древнем Риме.
  6. Основные религиозно-философские и политические учения древнего Китая: даосизм, конфуцианство, легизм.
  7. 3. Политические теории Древнего Рима. Древний Рим: общая характеристика политических учений.
  8. Социально политическое развитие Греции в архаике. Аристократия и демос. Феномен раннегреческой тирании.
  9. 12. Учет в Древнем Риме.
  10. 13. Борьба патрицеев и плебеев в древнем Риме и ее итоги
  11. Частное коллекционирование в Древней Риме.
  12. Понятие, возникновение и развитие права собственности в Древнем Риме
  13. 5. Научная мысль Древней Греции и Риме.
  14. 18. Политические взгляды Цицерона.
  15. 9. Политическая и правовая мысль Древней Греции периода Эллинизма.
  16. 7. Новые знания и формирование теорий по астрономии в Древней Греции и Риме.
  17. 8. Новые знания и формирование теорий по математики в Древней Греции и Риме.
  18. 21. Общие и особенные черты политико-правовых учений Древнего Рима и Древней Греции
  19. 26. Литературная и политическая деятельность Цицерона.
  20. Этические учения Древней Греции.