1. Образование древнерусского государства.

Нормандская теория происхождения русского государства - была выдвинута в XVIII веке немецким историком Миллером. Основываясь на «Повести временных лет» Миллер утверждал, что в 862 году новгородские словени пригласили князем в Новгород варягов Рюрика, Синиуса и Трувора.

В это время киевскими князьями стали Аскольд и Дир.

Антинормандская теория - Михаил Васильевич Ломоносов считал, что славяне никого не приглашали и самостоятельно создали государство, а призвание варягов более поздняя вставка в летопись. Спор между норманистами и антинорманистами не окончен до настоящего времени.

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом экономического и социально-политического развития. Широко распространялось земледелие с использованием орудий труда из железа, распадалась родовая община с превращением ее в соседскую, шел рост числа городов, возникали дружины - это свидетельства формирующийся государственности. Военные походы на более развитые страны приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Это способствовало расслоению восточно-славянских общества и говорило о начале складывания государственности. Накануне образования Древнерусского государства существовало три крупных объединения славянских племен: Куябы (Киев), Славии (Новгород) и Артании (Рязань или Чернигов).

Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. Тогда там шла междоусобная борьба и новгородцы решили пригласить варяжских. В 862 г. Рюрик и 2 его брата были призваны а Русь Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил,( как считал летописец) начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег ( есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Олег предпринял поход на Киев, где в то время княжили Аскольд и Дир ( по данным историков это последние представители рода Кия). Обманом их убили и захватили город. Киев стал центром объединенного государства. Так сложилось гос-во, называемоеКиевская Русь.

В истории Киевской Руси выделяют три основных периода:

1. X в. Формирование государства во время правления первых русских князей (Игоря, Ольги, Святослава, Ярополка).

2-й период. Конец X - первая половина XI в. Время наивысшего расцвета государства при Владимире I и Ярославе Мудром;

3-й период. Вторая половина XI – начало XII в.Эпоха Ярославичей – потомков Ярослава Мудрого.

От Олега до Святослава: После смерти Рюрика (879 год) стал княжить Олег, опекун малолетнего Игоря. В 882 году он захватил Киев, тем самым объединив два суперсоюза в одно государство, и перенес в Киев столицу. Олег также подчинил своей власти племена древлян, родимичей и северян. Власть князя над покоренными выражалась в защите от врагов и в сборе дани в виде полюдья (когда князь лично объезжает владения и собирает дань). Норма полюдья была произвольной. Памятники отделяют дань от полюдья. Дань была платежом, который собирался с побежденных народов под угрозой еще большего разорения, то есть за границей земли победителей. Полюдье выступает в качестве дара, предоставляемого князю жителями поселения, в котором князь является управителем. Полюдье собиралось на основе соглашения между князем и жителями. На местах прежнюю власть сохраняла старая племенная знать.

После Олега в 912 году князем стал Игорь. Но в 945 году он попытался дважды взять дань с древлян, за что и был убит восставшими древлянами. За смерть своего мужа древлянам отомстила княгиня Ольга. Вместе с тем Ольга установила определенный размер дани – урок и основывает административные центры для пребывания княжеской администрации – погост (там где гость). В погосты назначались доверенные лица из княжеской дружины. Так начало формироваться боярство. При этом часть старой племенной знати перевозилась в Киев в качестве почетных заложников и постепенно входила в состав киевского боярства.

Деятельность первых русских князей была направлена на подчинение окрестных племен и обложение их данью. Само древнерусское государство держалось на авторитете и военной силе киевского князя. Четкой системы передачи власти не было. Поэтому после смерти князя между наследниками вспыхивала борьба за власть, а покоренные племена стремились освободиться от завоевателей. С целью укрепления своей власти Святослав начал по крупным городам рассылать своих детей с титулом князя и правами наместников. Сам Святослав стал именоваться Великим князем Киевским.

Важное место в экономике древней Руси занимала внешняя торговля. Олег в 907 году совершил военный поход на Константинополь и добился права беспошлинной торговли в Византии для русских купцов. Это право было закреплено письменным договором в 911 году, который стал первым русским письменным договором. Договор был подтвержден и при князе Игоре в 944 году. В 965 годуСвятослав разгромил Хазарию, взял под контроль низовья Дона и Волги, чем облегчил торговлю с арабами и персами. Из русских поселений в Причерноморье на территории бывшего Хазарского кагоната было образовано Тмутараканское княжество. Освободившиеся земли в низовьях Волги вскоре были заняты кочевым народом печенегами. В 968 – 971 годах Святослав боролся с Болгарией и Византией за устье Дуная, но эту борьбу проиграл и погиб в 972 году от подкупленных византийцами печенегов.

От Владимира до Ярослава Мудрого: Победив своих братьев в 980 году на Киевском престоле утвердился князь Владимир. Своих детей он расселил по 12 городам. Владимир расширил пределы Древнерусского государства, присоединив дулебов и хорватов в Прикарпатье, печенегов на северо-западе и ятвягов в Прибалтике. Успешной была и борьба Владимира с печенегами на южных границах. В правление Владимира и Ярослава на южных границах возводят засеки (систему укреплений против печенегов).

После смерти Владимира Ярославу Мудрому пришлось вести борьбу за Киев с братом Ярополком Окаянным, который убил Бориса и Глеба. Утвердившись в Киеве Ярослав Мудрый (1019–1054) продолжил дело Владимира. В Прибалтике он основал город Юрьев (позднее Дерпт, современный Тарту). При Ярославе был составлен первый письменный сборник законов «Русская правда». Сборник составлялся на основе существовавших обычаев или обычного права. Многие обычаи были смягчены: так, например, во многих случаях кровная месть заменялась крупным денежным штрафом. Русская правда отражает и сложившиеся социальные отношения. Крестьяне делятся на свободных общинников – «люди» и зависимых – «челядь», «холопы» и «закупы».

Сыновья Ярослава дополнили Русскую правду, создав «Правду Ярославичей».

Начиная с 30-х годов 12 в Русь уже необратимо встала в полосуфеодальной раздробленности, которая стала закономерным этапом развития всех крупных государств Европы в период средневековья.

Роль христианизации на Руси: В 980 году Владимир провел первую религиозную реформу. Он собрал всех богов, которым поклонялись славяне, и возле Киева составил общеславянский пантеон. Целью реформы было религиозное объединение славянских племен и укрепление государства. Но эта реформа не достигла своей цели.

Вторая религиозная реформа была проведена в 988 году известная как Крещение Руси. В результате победы Владимира у Корсуни (византийские владения в Крыму), византийский император был вынужден отдать свою сестру в жены Владимиру. Крестившись сам, Владимир велел крестить народ. Часть принимало крещение добровольно, часть людей оказывало сопротивление.

Это имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало равенство людей перед богом. Путь в рай открыт и богатому вельможе и простолюдину, если они честно исполняли свои обязанности на земле. “Божий слуга” - государь был и справедливым судьей и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси.

| >>
Источник: Ответы по предмету - История России. 2016
Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 1. Образование древнерусского государства.:

  1. 4. Образование Древнерусского государства: причины, предпосылки и особенности. Норманнская и антинорманнская теории происхождения государства у славян.
  2. 1.2. Образование Древнерусского государства и его первые князья
  3. Образование древнерусского государства.
  4. 2. Образование древнерусского государства.
  5. 4. Образование Древнерусского государства и роль норманнского влияния.
  6. 46. Образование древнерусского государства в отечественной историографии.
  7. 1.Образование древнерусского государства.
  8. Вопрос№3 Образование и развитие Древнерусского государства. Норманнская теория и её критика.
  9. 2. Объективные предпосылки образования Древнерусского государства
  10. Вопрос №3. Образование древнерусского государства. Славяне и Скандинавы в IX-XI вв.
  11. Образование и распад древнерусского государства. Лекция, 2016
  12. Глава 2. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
  13. 5. Образование древнерусского государства: призвание варягов. Рюрик и Олег. Норманизм-антинорманизм.
- Античные государства Северного Причерноморья - Археология - Архивоведение - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вспомогательные исторические дисциплины - Древняя Русь - Западная Украина (1921 - 1939 гг.) - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История античного мира - История Византии - История Древнего Востока - История древнего мира - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - Ранний железный век - Философия истории - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -